250 тысяч за три месяца в следственном изоляторе
31 марта 2006 года

16 ноября 2002 года сотрудники милиции задержали Гумерова после того, как, с их слов, он совершил продажу наркотиков. Через два дня в отношении пострадавшего было возбуждено уголовное дело. Роль покупателя в оперативном эксперименте взяла на себя сотрудница правоохранительных органов. Согласно ее показаниям, сделка на сумму 4 тысячи рублей между ней и Гумеровым произошла в его машине после предварительного сговора по телефону. На основании этих данных Кировский районный суд города Казани избрал меру пресечения в виде заключения под стражу.
Обвиняемый в особо тяжком преступлении вину свою не признал. Более того, он показал, что сделка по сбыту наркотиков была инсценирована сотрудниками милиции. По его словам, он просто подвозил знакомого с девушкой, когда его остановили сотрудники ГИБДД и попросили выйти из машины. При этом в машине оставались молодой человек и девушка, которую Гумеров до этого не встречал. Чуть позже он высадил обоих пассажиров, после чего его задержали сотрудники милиции. При досмотре машины под пассажирским сидением были обнаружены 4 тысячи рублей, о происхождении которых задержанный ничего не знал.
Прокуратура не смогла доказать причастность обвиняемого к распространению наркотиков. Согласно законодательству РФ, все сомнения в виновности, которые невозможно доказать, толкуются в пользу обвиняемого. Ринат Гумеров был освобожден 17 марта 2003 года за отсутствием в его действиях состава преступления.
– Сам факт незаконного привлечения меня к уголовной ответственности и заключение под стражу нарушили мои личные неимущественные права: достоинство личности, право на свободу и честное имя, – заявил пострадавший. – С того времени прошло более двух с половиной лет, но до сих пор меня не покидает чувство страха перед правоохранительными органами.
С помощью юристов Правозащитного Центра города Казани, куда Ринат обратился в ходе акции «Реабилитация» он уже добился постановления о принесении ему официальных извинений прокурором Советского района за причиненный вред. Следующим шагом по реабилитации пострадавшего стало удовлетворение иска. Судья постановил взыскать с казны России 250 тысяч рублей в пользу Рината Гумерова.
По словам начальника отдела общественных расследований Игоря Шолохова, который представлял интересы Гумерова в суде, это тот редкий случай, когда пострадавший практически полностью осуществил свое право на реабилитацию.
– Сейчас уже сложилась практика подачи исков к государству о компенсации морального вреда. А вот принести официальные извинения за свои ошибки государство часто забывает, – говорит Шолохов. – А ведь признание своей неправоты должностными лицами очень важно для человека, который из-за этой ошибки провел несколько месяцев или даже лет в неволе. Это реабилитирует его честь и достоинство, величины, которые невозможно измерить в денежном эквиваленте.
По просьбе пострадавшего его имя и фамилия были изменены.


Пресс-служба Правозащитного Центра города Казани